Фиалкины - фамильный проект Тыртышниковой Татьяны Константиновны

Тыртышникова Татьяна Константиновна: фамильные проекты

  Сайт посвящен рязанским священнослужителям и церковнослужителям Фиалкиным и их потомкам

 

На главную   Происхождение фамилии   Родослословное древо   Альбомы   Списки   Села и церкви

 

 

Сведения о церквях и монастырях в основном приводятся по книге Иоанна Васильевича Добролюбова "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии", фотографии с сайтов "Русские церкви", "Храмы России", "Касимов и Касимовский район в фотографиях" и различные материалы с сайта "История, культура и традиции Рязанского края"

 

 

Карта Рязанской губернии

 

 

 

Александрово село, Троицкая церковь, Рязанский уезд: 1-76-77

 

 

 

Белынычи село, Богородицерождественская церковь, Зарайский уезд, 1-216-217

 

 

 

Богородицкое село, Салтыки тож, Смоленская церковь, Раненбургский уезд, 3-246-247, 3-248-249

 

 

 

Вражское (Лелечи) село, Троицкая церковь, Егорьевский уезд, 4-382-383, 4-384-385

 

 

 

Горяйново село, Рязанский уезд, 1-108-109

 

 

село Деревягино Чучковский район

Деревягино село, Никольская церковь, Сапожковский уезд, 3-128-129, 3-130-131

Деревягино на карте Рязанской области

Происхождение названия населенного пункта на сегодняшний день неизвестно. Вероятнее всего, в его основе лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца. Но документов, подтверждающих эту версию, найти пока не удалось. Косвенным аргументом в пользу данной версии могут служить названия близлежащих населенных пунктов: с. Назаровка, п. Шуваевка, п. Азарновка, п. Орловка, п. Жильцовка, п. Лаврешин.

Бабурин А.; Атлас Ряз. обл. – М., 2002. - Л. 69

Деревяга, деревяжка - м. чурка, болван. Деревки - ср. мн. ряз.-мещ. росчисть, чищоба, подсека, починок.

Даль В. Толковый словарь. - М., 1989. - Т І.-С. 430.

 

 

 

Городное село, Ильинская церковь, Спасский уезд, 4-280-281, 4-282-283

 

 

Задубровье село, Никольская церковь, Спасский уезд

Задубровье село, Никольская церковь, Спасский уезд, 4-328-329, 4-330-331

 

 

Знаменская церковь, село Знаменское, Егорьевский уезд

Знаменское село, Знаменская церковь, Егорьевский уезд, 4-404-405

Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" с Предтеченским приделом была первоначально построена помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым. Каменная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" с пределами Никольским и Преддеченским была построена и освящена в 1862 г. Деревянная церковь сгорела, а каменная была закрыта в 1920 г. и использовалась под склад удобрений. За время после закрытия храма была утрачена кровля, межярусные настилы колокольни и часть ограды. В иконостасе утрачены иконы и значительная часть накладной резьбы. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Установлен купол покрытый медью и золотой крест. В начале 30-х гг. сняты колокола, вес самого большого был 196 пудов 23 золотника (около трёх тонн).

В Знаменском служили священнки: с 27 июня 1775 г. по 6 июня 1781 г. Симеон Васильев. С 28 июня 1781 года по 1830 год Епифаний Симеонов. С 30 ноября 1830 г. по 1852 год Карп Яковлев. С 30 ноября 1852 года по 1862 год Иосиф Иоаннович Арбеков. с 27 февраля 1865 года по 1905 год Илья Кузьмич Лагов. С 1905 года по 1914 год Павел Иоаннович Надеждин, с 1914 года Иоанн Григорьевич Успенский. В 1940 году священник Михаил Андреевич Кедров был арестован и сослан на Колыму, где ему была уготовлена участь принять мученическую смерть в числе других отправленных в 1942 году по реке на льдине. До закрытия церкви, которая последовала в июле 1942 года, служил Сергей Осипович Троицын. Он также был арестован, но в 1947 году был отпущен и он продолжал свою миссию в церкви, что находилась в селении Низком. Священник Вениамин Левкин (1991-1995 гг.). Настоятель по совместительству с 1997 г. - иеромонах Лаврентий (Пустовалов). Богослужения в храме совершаются по праздникам.

 

 

Руины Ильмяны село, церкви Покровская и Вознесенская, Егорьевский уезд

Ильмяны село, церкви Покровская и Вознесенская, Егорьевский уезд: 4-434-435, 4-436-437. Ильмяны на карте со спутника

Погост Ильмяны (Ильмень) упоминается в списке Владимирского писца князя В. Крапоткина 1637 г.:  В Ильменской кромине в Ильмянах погост, а на погосте церковь Покров Пресвятые Богородицы да другая церковь теплая Николы Чудотворца древена клетцки, а в церквах образы и книги и ризы, а на колокольнице колокола и клепало и все церковное строение мирское...".

13 августа 1771 г. причт и прихожане Покровской церкви испрашивали дозволение построить более просторную церковь, также во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на что им дали храмозданную грамоту. Церковь построили и освятили в 1777 г.

В мае 1783 г. причт получил дозволение прежнюю Покровскую церковь переименовать в Воскресенскую и новый антиминс, а вновь построенную Покровскую обить тесом. 17 сентября 1799 г. дана благословенная грамота на освящение Покровской церкви, которая в 1871 г. была отремонтирована и украшена стенной росписью.

В 1858 г. построили каменную церковь с приделами Покровским и Трехсвятительским, которую в 1874 г. также украсили стенной росписью. В 1865 г. обе церкви, Покровскую и Воскресенскую, обнесли каменной оградой.

В 1930-е гг. храмы уничтожили.

 

 

Лом село, Богородицерождественская церковь, Касимовский уезд

Лом село, Богородицерождественская церковь, Касимовский уезд, 4-110-111

Храм построен в 1786 году взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви с приделом Никольским (в 1864 году переименован в Казанский). Одновременно устроена и колокольня.

В 1881 году на средства прихожанина Целовальникова Ивана Аверьяновича была возобновлена позолота и живопись как в иконостасе, так и внутри всей церкви.Церковь имела размеры: 29 аршин в длину, 11 аршин в ширину настоящая и 16 аршин – придельная. (1 аршин = 71,12 см)

 

 

 

Лубяники село, Касимовский уезд

Здесь был дом священника Александра Федоровича Фиалкина

Лубяники село, Касимовский уезд

21июня 1902 года Архиепископом Рязанским и Зарайским Полиевктом священник Александр Федоров Фиалкин утвержден членом Комитета по построению нового деревянного храма в селе Лубяники. Был он первы и последним священником. В 20-х годах церковь закрыли. Некоторое время в ней размещался сельский клуб. Сейчас стоит она разоренная и оскверненная.

Рядом священник построил свой дом, который отбрали. Перестроенный,он частично сохранился, живут в нем чужие люди.

 

 

 

Моховое село, Крестовоздвиженская церковь, Скопинский уезд, 2-228-229

 

 

Николо-Радовицкий монастырь, Егорьевский уезд

Николо-Радовицкий монастырь, Егорьевский уезд, 4-446-447, 4-448-449, 4-450-451, 4-452-453

"С первейшими обителями в России равняться может..."

Вплотную к селу Радовицы, что стоит среди некогда глухих лесов подмосковной Мещеры, километрах в пятидесяти от Егорьевска, подступает величественный даже в его нынешнем полуруинированном состоянии Николо-Радовицкий монастырь. В начале XIX века историк Рязанского края Т. Я. Воздвиженский писал о Радовицком монастыре: "Это - знаменитейшая обитель в России и теперь так процветает, ради благочестивого множества богомольцев, приезжающих и приходящих из дальних стран в нее для моления, что с первейшими обителями в России равняться может".

Николо-Радовицкий монастырь был основан еще в первой половине XV века иноком Пахомием, пришедшим в Россию из Фессалии с Московским митрополитом Фотием. После кончины митрополита в 1431 году инок Пахомий, желая уединения, отправился странствовать по России в поисках тихого места. Однажды в лесной глуши, среди болот и топей, он обнаружил прекрасное озеро с прозрачной зеркальной водой. Посреди озера, названного впоследствии Святым, высился небольшой островок. Душа монаха возрадовалась, и он решил остаться здесь. Островок назвал Акакиевой пустынью, а местность вокруг озера - Радовицами - в память о своей родине в Фессалии. Вскоре возле Пахомия начали селиться люди, также ищущие молитвенного уединения. Так зародилась на Святом озере эта обитель.

В середине XVI столетия монах Иона, по прозванию Рогожа, обрел здесь образ святителя Николая чудотворца, в полный рост вырезанный из цельного куска яблоневого дерева. Видимо, тогда же в память об этом событии на острове посреди Святого озера была построена деревянная Никольская церковь (не сохранилась). А от образа сразу же стали происходить многочисленные чудеса, весть о которых быстро распространилась по городам и весям. Сюда потянулись многочисленные паломники и те, кто жаждал иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько людей, появилась необходимость воздвигнуть новый монастырь "на суше". В 1584 году царь Иван Грозный пожаловал игумену Рогоже окрестную землю. Строго говоря, этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

Много печальных и радостных событий пережила обитель на протяжении веков. В период междуцарствия, в 1916 году, ее грабили поляки и свои оборотни-изменники, в 1634-м - местные крестьяне, в 1678, 1728 и 1775 годах она сильно горела. Но вновь и вновь восставала из пепла, потому что святитель Николай не оставлял без благодатной помощи место пребывания своего чудотворного образа - главного сокровища монастыря.

Внешне Радовицкий образ весьма сходен с более известным, о котором "Московский журнал" писал неоднократно, - Можайским. На обоих святитель изображен с мечом в одной руке и храмом - в другой, однако на Радовицком он - в митре. Обстоятельства обретения монахом Ионой этого образа остались неизвестными. Из сохранившихся письменных источников мы знаем только, что при игумене Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Как говорилось выше, обретение случилось не позднее середины XVI века, и с того времени святыня находилась здесь в великой славе, источая благодатные исцеления, коих только в начале XVIII столетия было засвидетельствовано более 250. Молва о ней в народе разошлась столь широко, что в 1772 году тогдашние власти даже обвинили монастырь в неумеренной "пропаганде". По указу Петра I икону изъяли и поставили среди прочих резных икон в Святейшем Синоде, где она и находилась пять лет. Иноки Радовицкой обители неоднократно обращались к государю с просьбой вернуть им святыню, ссылаясь на происходившие у иконы чудеса, но Петр I, скептически относившийся к необъяснимым явлениям и считавший их небылицами и суевериями, каждый раз отказывал. После смерти императора его бывшая супруга Евдокия Федоровна Лопухина (в иночестве Елена) выпросила икону себе в московский Новодевичий монастырь, а затем вернула ее в Радовицы. В 1728 году образ на руках - с зажженными свечами и при пении псалмов - перенесли из Москвы в Николо-Радовицкую обитель. С тех пор он неизменно пребывал здесь до известных трагических событий начала XX века. В Радовицкий монастырь на поклонение чудотворному образу приходили крестьяне и государственные деятели, чиновники и купцы, царская семья и воеводы, мастеровые и князья. Они же были жертвователями на украшение и строительство обители. Самые известные вкладчики - мать Петра I княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князья Владимир Волконский и Андрей Черкасский, княгиня Долгорукова, бояре Федор Бутурлин и Петр Шереметьев. В том числе и их стараниями в монастыре в разное время были сооружены пять храмов.

Центральный - в честь Рождества Богородицы имеет, помимо прочего, и серьезное архитектурно-историческое значение. Его начали возводить в царствование Михаила Федоровича, когда ни в самом Егорьевске, ни в Егорьевском уезде еще не было ни одного каменного строения. Пятиглавый собор в первоначальном виде просуществовал до 1868 года, а затем в течение двух лет с северной стороны к нему пристроили второй придел во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь и хранилась затем главная святыня монастыря - чудотворный образ святителя Николая. Отметим одну неповторимую особенность этого собора: и в его иконостасе, и в настенных росписях изображались исключительно только русские святые.

Сооружение Никольского собора по проекту архитектора Ивана Русско началось в 1816 году в память победы русского оружия над французскими интервентами и продолжалось 23 года.

Храм во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны в северо-восточной башне - единственное здание на территории монастыря, не претерпевшее никаких изменений со времени возведения (1677).

В 1750-1780 годах во втором ярусе надвратной колокольни была построена церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В нижних ярусах колокольни преобладают мотивы московского барокко, в верхних - строгие классические формы, трактованные, однако, тоже в барочных традициях. Вес самого большого колокола здесь составлял пять тонн; каждую четверть часа отбивали часы с квадратным циферблатом.

И наконец, церковь святителя Николая, как мы уже упоминали, находилась вне стен монастыря, на острове посреди Святого озера.

В разные годы Николо-Радовицкий монастырь имел на содержании еще две обители, в Егорьевском уезде им были построены два приходских храма, в старом игуменском корпусе располагался приют для сирот из семей лиц духовного звания; к середине XVII века он владел обширными земельными наделами, где, кроме иноков, трудились жители близлежащих сел. В 1792 году егорьевские городские власти подарили монастырю водяную мельницу на реке Гуслице.

Местные старожилы хранят несколько преданий, связанных с обителью: как везли из Сибири на подводах цельный камень, уложенный в основание одного из храмов; как люди по цепочке, растянувшейся на несколько километров от села Алферова до монастыря, из рук в руки передавали кирпичи для строительства собора; как юного Сергея Есенина водила сюда бабушка на богомолье и поклонение чудотворному образу. И стихи цитируют, которыми открывается поэма "Анна Снегина":

Село, значит, наше Радово,

Дворов, пожалуй, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

В 1919 году монастырь закрыли, спустя еще четыре года разогнали монахов. Лишь последний настоятель игумен Мелетий не оставил вверенную ему обитель, продолжая жить возле родных стен до самой смерти. Умер он в середине 1950-х годов и похоронен на сельском кладбище. Между тем в игуменском корпусе новая власть устроила школу, в храме Иоакима и Анны - пункт по приему молочной продукции, в братском корпусе - хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице - медпункт. В конце 1930-х годов Никольский собор взорвали. После Великой Отечественной войны на нужды местного торфодобывающего предприятия по добыче торфа ушел кирпич южной и западной стен. Лишь храм Рождества Богородицы, в который перенесли сохранившуюся утварь, оставался нетронутым. Но больше всего монастырские постройки пострадали после того, как из них в новый поселок перевели все находившееся здесь предприятия и организации. Не стало людей - и к концу столетия монастырь превратился в груду развалин. Частично сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни. В храме Рождества Богородицы сквозь полуразрушенные своды просматривается небо, стены - в трещинах и следах периодически возникавших здесь пожаров...

В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова на эти руины пришли иеромонахи Августин (Французов) и Флавиан (Богайчук), которые сегодня служат в храме Рождества Богородицы села Радовицы, - пришли, чтобы вдохнуть в обитель новую жизнь. Их неотступные подвижнические труды не остались бесплодными: обихожен колодец, убрана территория, колокольню вновь увенчал крест. Все чаще появляются здесь паломники: берут воду из колодца, молятся перед уцелевшими настенными росписями, спешат на Святой остров. И теперь, глядя на эти величественные руины, веришь, что возродится в Николо-Радовицкой обители монашеская жизнь, призывно зазвонят колокола. Тогда, быть может, вернется в свой дом и чудотворный образ святителя Николая, который в годы разорения спасли добрые люди, передав в никогда не зыкрывавшийся Пятницкий храм села Туголес Шатурского района...

Источники и литература

Владимир, архим. Описание Николо-Радовицкого монастыря. Изд. 2-е. Зарайск, 1882.

Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел этой епархии. М., 1820.

Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. М., 1981.

Святитель Николай чудотворец. М., 2005.

Архив храма Рождества Богородицы в с. Радовицы Егорьевского р-на Московской обл. Машинописная рукопись

А. Грубе. Московский журнал

Николо-Радовицкий монастырь, Егорьевский уезд

 

 

Орехово село, Никольская церковь, Спасский уезд
 

Орехово село, Никольская церковь, Спасский уезд

Орехово село, Никольская церковь, Спасский уезд, 4-280-281

С. Орехово, ц. Никольская (в 35 вер. от  у.г., в 1 вер. от с. Волово)

Построение существующей ныне в с. Орехово, упоминаемом в писцовых книгах 137 и 138 г. в качестве деревни Ореховой, Сланниково тож, деревянной Никольской церкви с приделами Пятницким и Иоанно-Богословским относится к 1867 г. При ней земли состоит: под церковью и кладбищем 2,5 дес., усадебной 2, под выгоном 2, луговой 3 дес., пахатной удобной 10 и неудобной 25 дес. 1050 саж. В приходе, состоящем из села и деревни Выметной, при 171 дворе числится м.п. 783, ж.п. 869, в том числе грамотных м.п. 350, ж.п. 8. Школа существует с 1860 г., находится в ведении земства. Причт, пользующийся пособием из сумм Св. Синода в количестве 11 р. 98 к., штат состоит из 1 священника и 2 псаломщиков.

Из священнослужителей означенной церкви известны:

Андрей Андреев Солидов, уп. 1851-1886 г., с 1851-1867 – в с. Волово (до упразднения)

Николай Федорович Фиалкин, сост. с 4 мая 1886 г.

Климентовский Сергей Федорович (зять Фиалкина), начал ок. 1925, до закрытия, арестован в 1938.

 

С. Волово, ц. Воскресенская (упразднена) (в 33 вер. от у.г.)

Волово в качестве села упоминается в окладн. Кн. 184 г., где при бывшей в том селе церкви «Воскресения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» значится двор попа Григория Иосифова, дьячка и профирницы нет. Церковные пашни двадцать четвертей в поле, в дву потомужь, сена на пятьдесят копен, иных угодий никаких нет. Да в приходе к той церкви вотчинниковых и помещиковых четыре двора, да крестьянских сто дворов, да бобыльских тридцать дворов. И по укладу с тое церкви дани платить два рубли двадцать восмь алтын две денги. А старого окладу три рубля пятнадцать алтын две денги. И по новому (184 г.) окладу перед прежним убыло дани двадцать алтын две денги потому, что разные помещики и с того приходу крестьян розвели в иныя свои поместья и вотчины в розные городы». Благочинный, с. Ижевского Никольской церкви священник Василий Иванов, в рапорте своем от 20 июня 1789 г. прописывал, что находящаяся в с. Волово Николаевская церковь (время переименования Воскресенской церкви в Николаевскую не известно) весьма ветха и мала, алтарь имел в длину и ширину 3,5 аршина; означенная церковь находится в лесу, в 3 верстах от села; о перенесении церкви в село означенным благочинным делано представление Консистории еще в 1781 г., но подкрепления его представлению ни от каких правительств не последовало. На построение церкви в самом селе помещица с. Лакаш Анна Осипова Лукина предлагала лес из своих дач и в других недостатках обещалась помощницею быть; но прихожане перенести церковь в село не желают потому, что она у них старинная. Вследствие означенного рапорта велено «церковь по ветхости запечатать, а прихожан определить у другой церкви по способности, пока они оную ветхую церковь перестроят вновь. В феврале 1790 г. прихожане просили о том, чтобы церковь оставить дозволено было на прежнем месте, куда обещаются переселиться пять дворов из деревни Ореховой, а алтарь – распространить и распечатать церковь. Указом Консистории от 15 марта церковь разрешено было распечатать. Но в октябре того же года иерей Никольской церкви донес благочинному, что жители деревни Ореховой переселиться к церкви отказались. Вследствие чего церковь снова велено запечатать указом Консистории от 18 ноября 1793 г. – Из рапорта благочинного видно, что прихожане в 1794 г. решили перенести свою старинную церковь на новое место и поставили ее саженях в 60 от старого погоста на возвышенном месте, близ болота, где она и оставалась до своего упразднения.

На 1852 год в Волово было 2 двора спасских мещан; в деревне Ореховой проживали государственные крестьяне (124 двора, 638 мужчин и 706 женщин); в деревне Малые Лупяжи проживали крестьяне помещиков: Духанина, Кандаурова, Каризина, Редкина, Казначеева и Клемина (у последнего 1 двор, у остальных по 2); военных – 4 двора.

Из священнослужителей означенной церкви известны:

Григорий Иосифов, уп. в 1676 г.

Григорий Панфилов, р. 2 августа 1696 г.

Феодор, умер в 1741 г.

Петр Феодоров, рук. 20 июня 1741 г.

Алексей Тимофеев, уп. в 1765 г.

Иоанн Иоаннов, уп. в 1777 и 1780 г.

Петр Лукин, уп. с 1786 по 2 февраля 1790 г.

Симеон Тихонов, рук. в 1790 г.

Иоанн Антониев, рук. в 1805 г., умер 26 февраля 1829 г.

Матфий Алексиев Ухин, рук. 20 ноября 1831 г.

 

 

 

Нармушадь село, Троицкая церковь, Касимовский уезд, 4-160-161

Нармушадь, одно из крупнейших сел Шиловского района, Рязанской области. М.Н.Макаров (1846) усматривал в топониме татарское слово. Н.Н. Левошин (1970) высказал гипотезу о соотнесенности его с этнонимом, то есть названием народа, нармушадь, или наручадь, исходя из произвольного истолкования летописных сообщений об ордынском князе Тагае, который во время смуты в Орде в 1360-1361 гг. "Наручадь и всю ту страну взял" и "сам о себе княжаше в Наручадской стране". Достаточно очевидно, что речь идет о территории, которой владел князь Тагай (ныне на ней находится г. Наровчат Пензенской области). Г.П.Смолицкая (1997) предприняла попытку объяснить происхождение отдельных элементов в структуре наименования села Нармушадь, По ее мнению, нар- (нор-/нер-) - это древняя финская или балтийско-финская основа в значении "полевой, безлесный"; -му - разновидность речного форманта -ма; -шадь - измененный эле¬мент шат, представленный в таких топонимах Рязанской области; как г. Шацк, р. Шача (более ранний вариант - Шатя).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы находился в селе издавна. Известен исторический факт: "20 апреля 1887 г. получено отношение рязанской Духовной Консерватории за № 3336. В нем следовало согласие Его Высокопреосвященства архиепископа рязанского Феоктиста на передачу в Рязанский исторический музей некоторых церковных предметов. Передача напрестольного медного креста, медной дароносицы из церкви села Нармушади Касимовского уезда (ныне Шиловского района), оловянного сосуда сопровождалась следующими словами: "... предать их на хранение в музей, который учрежден именно с целью сохранения их от уничтожения, для чего хранение происходит в одном месте, в безопасном от огня и других случайностей помещении, под ведением лиц компетентных"".

В годы гонения на церковь, храм был разрушен до основания. Лишь 2003 году жители села Нармушадь начали поговаривать о воссоздании Храма в селе, а в 2005 году усилием сельчан, было выделено помещение под храм. В течение многих месяцев почти каждый сельчанин отдавал значительную часть своих средств на строительство алтаря, покупку церковной утвари. В июне 2006 года на пожертвования сельчан был поставлен на храм купол, как знак источника духовного возрождения. Лишь в конце 2006 года начались постоянные богослужения, на каждом богослужении - полный храм прихожан, приезжают и из соседних деревень. Много сил и терпения потрачено при воссоздании храма и много всего еще предстоит сделать...

В настоящее время в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь находятся следующие святыни: частица гроба Святой Блаженной Матроны Московской, частица гроба Святого Преподобного Георгия Даниловского исповедника, частица гроба Святителя исповедника Луки, а также частицы покров освященные на Гробе Господнем, Туринской Плащанице, мощах Св. Преподобного Сергия Радонежского, и частица Святой земли с места убиения Царской семьи.

http://www.pokrov.ckto.ru/

 

 

Прудки село, Касимовский уезд

Прудки село, Успенская и Богоявленская церкви, Касимовский уезд, 4-132-133, 4-134-135

 

 

 

Романово село, Александроневская церковь, Касимовский уезд, 4-130-131

 

 

 

Сановка село, Вознесенская церковь, 4-324-325

 

 

Середниково село, Никольская церковь, Егорьевский уезд

Середниково село, Никольская церковь, Егорьевский уезд, 4-444-445, 4-446-447

Дата постройки: не позже 1882.

Адрес: Московская область, Шатурский район, с Середниково.Проезд: По автодороге Москва-Касимов 135 км..

Жители села до построения своей церкви были прихожанами храма в селе Колушке. В 1798 г. тщанием коллежского советника Григория Петровича Оболенского в Середникове построили деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1822 г. она сгорела, и в 1836 г. ее возобновили по плану архитектора Больдсмана. В 1849 г. к ней пристроили колокольню. В 1882 г. церковь перестроили с добавлением к ней приделов - Спасского и в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В 1937 г. храм закрыли. Сначала здание использовалось под совхозный гараж, затем под склад удобрений. Из-за этого оставшаяся часть разрушенного храма находится в аварийном состоянии. В 1998 г. зарегистрировался православный приход. Тогда же возле кладбища устроили деревянную часовню в честь иконы "Всех скорбящих Радость". Не имея средств для восстановления храма, община в настоящее время пристроила к зданию часовни алтарную часть, и с 2003 г. в этом храме совершается Божественная литургия и другие службы.

 

 

 

Телебукино село, Преображенская церковь, Касимовский уезд Телебукино село, Преображенская церковь, Касимовский уезд

Телебукино село, Преображенская церковь, Касимовский уезд, 4-108-109, 4-110-111

Преображенская церковь (XVIII век). Автором постройки является местный самородок - историк, философ, механик, изобретатель и архитектор И.С. Гагин (1767-1844 г.г.), он умер, не закончив строительство, и церковь достраивал Б.П. Стасов. В 1965 году церковь была закрыта. В здании церкви располагались колхозные зерновые склады совхоза "Заречный", затем гараж Телебукинского крахмального завода. В 1990 году началось восстановление церкви, а с 1992 года она действует постоянно.

 

 

 

Увез село, Николаевская церковь, Касимовский уезд, 4-162-163, 4-164-165, 4-166-167, 4-168-169

 

 

 

Успенское село, Успенская церковь, Спасский уезд, 4-336-337

 

 

 

Чарус село, Успенская церковь (развалины фундамента), Касимовский уезд

Чарус село, Успенская церковь, Касимовский уезд, 4-114-115, 4-116-117

Слева: Мария Николаевна Смирнова (урожденная Фиалкина) около церкви в селе Чарус, около 1912 года.

Справа: остатки фундамента, даже не руины, на месте церкви в селе Чарус, лето 2007 года.

 

 

 

Чучково село, Троицкая церковь, 3-120-121, 3-122-123

Чучково на карте Рязанской области

Поселок Чучково, давший в последствии название району, возник как многие населенные пункты этой части Рязанской области в связи с сооружением в XVIII веке большой засечной черты, оберегающей Русь от набегов крымских и нагайских татар.

Населенные пункты современного Чучковского района до революции и в первые годы советской власти находились не только в разных уездах, но и в разных губерниях. Так, село Чучково было приписано к Сапожковскому уезду, а село Мелехово — Касимовскому уезду Рязанской губернии, села Пертово и Церлево — Тамбовской губернии. Многие селения района с 1925 года входили в образованный в Рязанской губернии новый уезд — Сасовский.

Как самостоятельная административно-территориальная единица Чучковский район был образован в 1929 году в составе Рязанского округа Московской области. При образовании Рязанской области в 1937 году Чучковский район вошел в состав ее территории.

В качестве села Чучково впервые упоминается в окладных книгах 1676 года. В состав села входил 221 двор, из них: 5 боярских, 181 крестьянских, 25 бобыльских, 7 вдовьих. До 1879 года село Чучково входило в состав Шацкого уезда, а в 1879 году было отчислено в Сапожковский уезд. В XVIII веке владельцем села был князь Н.А. Голицын, от которого оно перешло в род Меньшиковых. В селе имелись волостное правление, школа, 26 маслобоен, 2 мельницы, рушалка, 2 чугунолитейных завода, 4 кузницы, чайная лавка.

При проведении в 1926 году раскопок исследователи нашли в с. Мелехово (Мелеховском городище) керамическую посуду, медные бляхи и пряжки.

В пределах территории нынешнего района находилось звено Шацкой засеки, включавшей в себя укрепления-завалы, надолбы, частоколы, волчьи ямы, топи.

 

 

 

Шостье село, Николаевская церковь, Касимовский уезд

Шостье село, Николаевская церковь, Касимовский уезд

Шостье село, Николаевская церковь, Касимовский уезд, 4-180-181

Николаевская церковь известна с 1688 года. До пожара 1875 года она неоднократно перестраивалась. 05.08.1876 было принято решение о строительстве новой каменной церкви с тремя приделами: в честь вознесения Господня, в честь святителя Николая и в честь мучеников Флора и Лавра. В 1888 году строительство в основном закончено возведением колокольни. В приходе существовали две земские школы.

 

 

На главную   Происхождение фамилии   Родослословное древо   Альбомы   Списки   Села и церкви

 

Hosted by uCoz